В классе учится
человек. Некоторые из них образуют кружки по интересам, наборы учащихся ни в каких двух кружках не совпадают. Известно, что каждый школьник ходит хотя бы в два кружка, но также есть два кружка, в которые он не ходит. Докажите, что можно выбрать пару школьников
и
такую, что найдутся кружок, в который ходят оба школьника, кружок, в который ходит только
, кружок, в который ходит только
, и кружок, в который не ходят ни
, ни
.
Подсказка
Пусть всего школьники образовали
кружков. Обозначим максимальное число кружков, в которые ходит один школьник, через
, а минимальное — через
. Без ограничения общности можно считать, что
. В самом деле, пусть
. Тогда запишем каждого школьника во все кружки, в которые он не ходит, и исключим его из всех кружков, в которые он ходит.
Решение
Пусть всего школьники образовали
кружков. Обозначим максимальное число кружков, в которые ходит один школьник, через
, а минимальное — через
. Без ограничения общности можно считать, что
. В самом деле, пусть
. Тогда запишем каждого школьника во все кружки, в которые он не ходит, и исключим его из всех кружков, в которые он ходит. Пара искомых школьников при этом останется той же самой, но
превратится в
превратится в
, и неравенство
, равносильное неравенству
, будет выполнено.
Пусть Петя — школьник, который ходит в
кружков. Посмотрим на два какие-то кружка, в которые он не ходит. Они состоят из разных наборов участников, значит, найдется школьник Вася, который ходит в один из этих кружков, а в другой не ходит.
Теперь посмотрим на все кружки, в которые Петя ходит. Вася не может ходить во все эти кружки, иначе бы он ходил в большее число кружков, чем Петя. Вася должен ходить хотя бы в один из этих кружков, иначе Вася не ходит в большее число кружков, чем количество кружков, в которые ходит Петя, что противоречит предположению
. Значит, Петя и Вася подходят под условие.