Дано нечетное число
и натуральное
компании из
школьников среди любых
школьников найдется школьник, знакомый с остальными
школьниками. Найдите все значения
и
, при которых можно утверждать, что в такой компании всегда найдется школьник, знакомый со всеми. Знакомства взаимные.
Подсказка
Пусть
четно. Покажем, что можно познакомить между собой
школьников так, что никакой школьник не будет знаком со всеми остальными, но среди любых
из них найдется школьник, знающий оставшихся
школьников. Разобьем школьников на пары и познакомим их так, чтобы школьники из одной пары были незнакомы между собой, а из разных пар — знакомы.
Решение
Тогда и только тогда, когда
нечетно. Решение. Пусть
четно. Покажем, что можно познакомить между собой
школьников так, что никакой школьник не будет знаком со всеми остальными, но среди любых
из них найдется школьник, знающий оставшихся
школьников. Разобьем школьников на пары и познакомим их так, чтобы школьники из одной пары были незнакомы между собой, а из разных пар — знакомы. Выберем любых
школьников. Поскольку компанию из нечетного числа школьников нельзя разбить на пары, среди них найдется такой, у которого незнакомый ему школьник в эту группу из
человек не вошел. Поэтому этот школьник знает всех остальных
школьников. Таким образом, при четном
искомый способ знакомства существует.
Пусть
нечетно. Достаточно показать, что если нет школьника, который знает всех, то условие задачи не выполнено. В компании найдется школьник Вася, которому незнакомы хотя бы два других школьника (иначе компания должна разбиться на пары незнакомых школьников, что при нечетном
невозможно). Покажем, что в этой компании не будет выполнено условие о группе из
школьников. Будем набирать эту группу постепенно. Сначала поместим в нее Васю и каких-то двух незнакомых ему школьников. На каждом шаге будем добавлять в группу двух еще не добавленных в нее незнакомых друг с другом школьников. Поскольку в каждый момент времени количество школьников в группе будет нечетным, то либо на какомто шаге в группе окажется ровно
школьников (и тогда по построению у каждого в группе будет незнакомый ему школьник из группы), либо в какой-то момент окажется, что среди оставшихся школьников все попарно знакомы. Во втором случае у любого оставшегося школьника есть незнакомый ему школьник из группы. Поэтому, если мы доберем группу до
школьников как угодно, то у любого школьника в группе снова будет незнакомый школьник среди остальных школьников группы. Итак, снова найдена группа из
школьников, среди которых нет такого, который знает всех остальных из группы.