Задача 061

Дано нечетное число k>1 и натуральное n>k . B компании из n школьников среди любых k школьников найдется школьник, знакомый с остальными k-1 школьниками. Найдите все значения n и k, при которых можно утверждать, что в такой компании всегда найдется школьник, знакомый со всеми. Знакомства взаимные.

Подсказка

Пусть n четно. Покажем, что можно познакомить между собой n школьников так, что никакой школьник не будет знаком со всеми остальными, но среди любых k из них найдется школьник, знающий оставшихся k-1 школьников. Разобьем школьников на пары и познакомим их так, чтобы школьники из одной пары были незнакомы между собой, а из разных пар — знакомы.

Решение

Тогда и только тогда, когда n нечетно. Решение. Пусть n четно. Покажем, что можно познакомить между собой n школьников так, что никакой школьник не будет знаком со всеми остальными, но среди любых k из них найдется школьник, знающий оставшихся k-1 школьников. Разобьем школьников на пары и познакомим их так, чтобы школьники из одной пары были незнакомы между собой, а из разных пар — знакомы. Выберем любых k школьников. Поскольку компанию из нечетного числа школьников нельзя разбить на пары, среди них найдется такой, у которого незнакомый ему школьник в эту группу из k человек не вошел. Поэтому этот школьник знает всех остальных k-1 школьников. Таким образом, при четном n искомый способ знакомства существует.

Пусть n нечетно. Достаточно показать, что если нет школьника, который знает всех, то условие задачи не выполнено. В компании найдется школьник Вася, которому незнакомы хотя бы два других школьника (иначе компания должна разбиться на пары незнакомых школьников, что при нечетном n невозможно). Покажем, что в этой компании не будет выполнено условие о группе из k школьников. Будем набирать эту группу постепенно. Сначала поместим в нее Васю и каких-то двух незнакомых ему школьников. На каждом шаге будем добавлять в группу двух еще не добавленных в нее незнакомых друг с другом школьников. Поскольку в каждый момент времени количество школьников в группе будет нечетным, то либо на какомто шаге в группе окажется ровно k школьников (и тогда по построению у каждого в группе будет незнакомый ему школьник из группы), либо в какой-то момент окажется, что среди оставшихся школьников все попарно знакомы. Во втором случае у любого оставшегося школьника есть незнакомый ему школьник из группы. Поэтому, если мы доберем группу до k школьников как угодно, то у любого школьника в группе снова будет незнакомый школьник среди остальных школьников группы. Итак, снова найдена группа из k школьников, среди которых нет такого, который знает всех остальных из группы.